«Акмола облысы білім басқармасының Атбасар ауданы бойынша білім бөлімі Атбасар қаласының №1 жалпы орта білім беретін мектебі»
Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа № 1 города Атбасар отдела образования по Атбасарскому району управления образования Акмолинской области»

СоцСети

 

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Внеклассное мероприятие "Путешествие к истокам книг"

15.02.2019

Тема. Путешествие к истокам книг.

Цель: создание условий для формирования целостного представления как появились книги.

Задачи:

1. Расширить знания обучающихся об истории происхождения книг;

2. Развивать интерес к чтению познавательной литературы;

3. Воспитывать бережное отношение к книгам.

Оборудование: плакаты с пословицами о чтении, выставка книг, рисунки.

 

Ход мероприятия:

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя:

– Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим заочную экскурсию в удивительный город Книгоград, где вместо широких проспектов и улиц ряды книжных шкафов и стеллажей, вместо этажей – книжные полки, вместо домов – тома книг, причем у каждого дома есть своё название.

А живут в этом чудесном городе ваши друзья – литературные герои. С одними вы уже знакомы, но ещё о многих вам предстоит узнать!

Чтобы жизнь в этом городе была интересной, захватывающей ваше внимание и уносящей вас в волшебный мир книги, многие люди приложили свои усилия. Это писатели и поэты, редакторы и художники – иллюстраторы, книгоиздатели и, конечно же, вы, уважаемые читатели.

Итак, отправляемся в Книгоград!

III. Экскурсия к истокам книг в Древний мир.

1-й ученик:

В моём шкафу теснятся к тому том
И каждый том на полке – словно дом,
Обложку – дверь откроешь второпях –
И ты вошёл, и ты уже в гостях…
Как переулок каждый книжный ряд,
А весь мой шкаф – чудесный Книгоград.
Когда ты будешь в этот город вхож –
Из Прошлого в Грядущее пройдёшь,
Заглянешь в страны и во времена:
Любая книга – время и страна…
Здесь в комнате моей из года в год
Всё человечество в ладу живёт. (Давид Кугультинов).

Долго ли, коротко ли, как говорится в сказках, но древние люди каким-то обра­зом выселили древних Топтыгиных из их медвежьих углов. Огляделись люди по сторонам и вдруг увидели на стенах своих новых жилищ, какие-то таинственные знаки.

 Но оказалось, что ничего таинственного в них нет. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Царапины навели древних людей на очень интересную мысль: значит, на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение.

Именно так представляют себе некоторые ученые начало дороги к письменно­сти.

2-й ученик:

Как и у людей, у книг есть своя судьба и своя история. Сегодня мы попытаемся заглянуть в далёкое прошлое книг. В этом самом виде, в котором мы привыкли их видеть в наше время, книги существуют уже более 500 лет. Но это не значит, что до этого времени человечество не знало книг вообще. Только вот книги имели другой, часто непривычный для нас вид. Наши далёкие предки были людьми изобретательными и использовали для изготовления первых книг то, что предлагала им окружающая природа.

3-й ученик:

Там, где росли пальмы, люди научились делать страницы из пальмовых листьев, затем сшивали их в форме веера и писали на них тонкими заострёнными палочками. Такие книги назывались “Лонтраны” и существовали в Индонезии.

4-й ученик:

Племена американских индейцев жили в горных районах, где растительность была скудной, но зато в горах было много металлов. Поэтому свои записи индейцы часто делали на медных и даже золотых пластинах. Кроме этого, они изобрели узелковую грамоту – кипу, где каждый узелок по своему размеру, положению и цвету нити, мог обозначать, например, мир, смерть или богатство. Из таких нитей часто плели целые пояса и отправляли с ними гонцов в соседнее племя.

5-й ученик:

Там, где не было никакой растительности, например, у жителей Крайнего Севера, писали на костях животных и моржовых клыках. Жители Азии писали на тканях. В Китае писали на шёлке.

6-й ученик:

Древние ассирийцы писали на глиняных табличках специальной палочкой буквы в виде клинышков. Поэтому такая письменность и носит название “клинопись”. Каждая табличка нумеровалась, затем таблички обжигались в печи, складывались в корзину. И это тоже была книга!

7-й ученик:

Предки наших соседей, населявшие земли Древней Руси, писали на бересте и липовых досках. Причём, если доску покрывали расплавленным воском, то надписи можно было счищать и писать на доске, залив её новым воском, много раз.

Учитель:

Но основными в истории книги материалами стали: ПАПИРУС, ПЕРГАМЕНТ И БУМАГА.

Итак, наша экскурсия продолжается, и мы переносимся с вами в Древний Египет – родину папируса.

8-й ученик:

Первый материал, на котором можно было писать, был изготовлен из растения, которое называлось папирусом. Это изобретение было сделано египтянами примерно 2000 лет до н. э. Примерно в течение двух с половиной тысячелетий папирус был единственным материалом для письма.

Папирус – это тростниковое растение, которое относится к семейству осоковых. В высоту он достигает от 1 до 3 метров.

Египтяне разрезали ствол растения на длинные полосы, складывали их в определенном порядке, как бы переплетая в горизонтальном и вертикальном направлении. Затем помещали под пресс в нильскую воду на три дня.

Через три дня полоски склеивались под действием сахара, который содержится в стебле папируса, и илистой воды Нила.

Затем листы высушивали на солнце и отдавали писцам, которые писали на них чёрными и красными чернилами иероглифы.

Так египтяне называли знаки своего письма. Скорее они были похожи на рисунки с изображением зверей, птиц, людей.

9-й ученик:

На плите, на саркофаге,
На папирусной бумаге
И на всём, что видит взгляд,
Иероглифы пестрят.
Рыбы, звери, птицы, точки,
Загогулины, кружочки…
Всё знакомое почти,
А попробуй – ка прочти!
Буквы это или сразу
Вся египетская фраза?
Может, кончилась строка
Возле рыбы и цветка?
Овладеть бы вдруг случайно
Нам египетскою тайной,
Чтоб никто другой не мог
Разгадать секретных строк!
В иероглифах без риска
Я б писал тебе записку:
Рыба, взятая в кружок,
Цапля с клюшкой и конёк.
Ну, а ты бы понял сразу
Зашифрованную фразу,
Пообедал бы скорей
И пошёл играть в хоккей! (Олег Тарутин)

Ученик  

Главная беда папируса заключалась в его рыхлости — писать острой камышовой палочкой можно было только с одной стороны, потому что чернила проступали с обратной. Больше 200 лет папирусные свитки не хранились, и со временем их в качестве основного материала сменил пергамент, получавшийся посредством выделки кож различных животных — овец, коз, телят, а при острой надобности — и кошек. Прочность и долговечность пергамента сомнению не подлежала, но производство его было делом хлопотным и крайне затратным: пустить под нож целое стадо ради одной-единственной книги могли только очень могущественные правители.

Ученик:

Тут-то и пригодилось давнее изобретение китайцев. Сами они в первые века нашей эры достигли немалого совершенства в бумажном деле — уже в IV столетии появился императорский указ, объявивший бумагу общеупотребительным материалом. Помимо волокон тутового дерева для ее изготовления в Поднебесной применяли ветхие тряпки и коноплю. Полученную смесь разминали в чанах, а затем пропускали сквозь сито прямоугольной формы. Оставшуюся на сите массу высушивали и получали бумажный лист. Китайцы же первыми в мире приноровились делать на бумаге различные оттиски, указав на отдаленную перспективу книгопечатного процесса.

Ученик

Бумага была удовольствием недешевым, но по сравнению с пергаментом вещью куда более доступной и демократичной. В Европе это осознали только в середине XII века, когда китайское чудо в арабской обработке добралось до Испании и Италии. Бумажными мельницами славились среди прочих Валенсия и Толедо. Испанские умельцы поначалу делали бумагу из хлопка, ветхого тряпья, а затем дошло дело и до старых канатов с парусами. В Италии этот материал стали производить с 1154 года, а вскоре так вошли во вкус, что в одном лишь небольшом городке Фабриано помещалось сорок бумажных мельниц.

 

Учитель:

На территории Казахстана письменность появилась в середине первого тысячелетия нашей эры. В то время Казахстан населяли племена древних тюрков. Их алфавит состоял из 35 букв. Тюркский алфавит был создан на основе родоплеменных тагм (знаков). Поэтому древняя руническая письменность является письменностью тюрков. Кроме неё использовалась и согдийская письменность.

Развитие устного народного творчества VII – IХ веках открыло путь к развитию письменной литературы, начиная с Х века. Одним из представителей зарождающейся литературы явился видный поэт эпохи Караханидов Ахмед Иугнеки. Он был прозван в народе «поэтом поэтов, предводителем мудрецов». До нас дошла его книга «Дар истины».

Еще один автор того времени  - Ходжа Ахмед Йасауи, он написал сборник стихов «Диуан -и –кихмет» (Книга о премудрости»,  она написана на тюркском языке арабским алфавитом.

Формирование казахской народности началось в XIV-XV веках в это время на ряду с устной литературой развивается и письменная. «Кодекс Куманикус» использовался как словарь с кыпчатского языка для европейцев.

Печатные издания появились в Казахстане в конце 19 и начале 20 веков. Книги печатались в Оренбурге, Санкт-Петербурге, Уфе, Троицке, Верном, Уральске и Ташкенте. 

В современном же мире люди пишут на бумаге, которую научишь делать из древесины.

IV. Экскурсия к первым печатным изданиям.

(Выступления учащихся).

V. Работа над пословицами о книгах и чтении.

Какие пословицы знаете вы?

– Как понимаете смысл пословиц на плакатах:

“Книга – лучший друг”

“Чтение – лучшее учение”

“Кто много читает, тот много знает”

 

VII. Беседа о бережном отношении к книгам.

(Выступление  библиотекаря школы)

VIII. Подведение итогов:

– О чём мы сегодня говорили?

– Что нового вы узнали?

– Как нужно относится к книгам?

 

 

В античном мире использовали глиняные и деревянные таблички, шелк, пальмовые листья, липовый луб, льняные ткани и даже совсем небезвредный для здоровья писца свинец. Древние египтяне еще четыре тысячи лет назад научились обрабатывать стебли папируса, распрямляя их, укладывая крест-накрест и спрессовывая так, чтобы они склеивались. Высушенный по этой методике лист папируса склеивали в свитки, иногда достигавшие в длину до ста метров, а папирус, в изобилии росший на берегах Нила, превратился в предмет египетского экспорта.

Выход бумаги за пределы Китая позволил ей "заткнуть за пояс" папирус и пергамент. Первая бумажная революция произошла в VIII веке, когда мастерские по выделыванию нового материала появились в Средней Азии и арабских владениях: в Самарканде это случилось в 751 году, в Багдаде — в 794-м. Арабские рационализаторы упростили технологический процесс, наловчившись измельчать искомую массу (пеньку, тряпье и прочее подходящее сырье) на мельничных жерновах. Скоро бумагоделание стало массовым и выгодным ремеслом — в главных городах арабского мира появились целые кварталы бумажных дел мастеров, которые умели изготавливать плотную бумагу для письма, грубую оберточную, а также бумагу исключительной тонкости, применявшуюся для посланий голубиной почты.

Древнейшая русская запись на бумаге, равно как и первая бумажная книга, относится к XIV столетию, а уже в следующем веке книжное дело стало удобной и широко распространенной европейской технологией. Как и в случае с евнухом Цай Лунем, авторство процесса книгопечатания, традиционно приписываемое немецкому граверу и ювелиру Иоганну Гутенбергу, активно оспаривается. Корейцы, например, свято уверены в том, что первый печатный текст был оттиснут в их Стране утренней свежести где-то между 704-м и 751 годом; в Китае полагают, что книгопечатание с клише, сделанных из одного куска дерева, возникло еще в VI веке. В Европе печатание с досок рисунчатых заглавных букв и некоторых других изображений началось с XII века.

А около 1040 года печатать изображения с помощью отдельных знаков, то бишь подвижным шрифтом, приноровился китайский кузнец Пи Шэн. Мастер лепил из глины прямоугольные брусочки, на них заостренной палочкой наносилось зеркальное изображение иероглифов. Готовые литеры обжигали на огне для придания им твердости и прочности. Далее железную рамку, разделенную перегородками, ставили на гладкую полированную металлическую пластину и наливали в каждое отделение немного расплавленной смолы. Пока смола не успевала застыть, мастер заполнял колонки литерами. Через некоторое время расплавленная смола затвердевала и плотно скрепляла шрифт. Так получалась печатная форма, составленная из отдельных литер. После окончания печатания металлическую пластину помещали над огнем. Смола расплавлялась, и литеры сами выпадали из печатной формы. Глиняные литеры можно было использовать несколько раз.

Вскоре литеры научились делать из олова и дерева, а в Корее — из меди, там в 1409 году появилась первая отпечатанная этим способом книга. Открытие Гутенберга оспаривают в Голландии и Бельгии, уверяя, что способ печатания подвижным шрифтом самостоятельно изобрели в первой половине XV века Лоренц Янсон из Гарлема и Жан Брито из Брюгге. Как бы то ни было, уроженец Майнца Гутенберг, превративший обычный пресс для выжимки растительного масла в печатный станок, который заработал около 1444 года, положил начало массовому книгопечатанию сменными литерами.

Просмотров: 747

Қосымшалар:



Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст