Цель: научить учащихся дифференцировать звуки [в] - [ф] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.
Задачи:
• образовательные: закрепить знания о механизме образования данных звуков и различать эти звуки изолированно, в слогах, словах и предложениях.
• развивающие: развивать артикуляционный аппарат; совершенствовать навыки фонематического восприятия, развивать фонематический слух; развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза; научить дифференцировать звуки [в] - [ф] изолированно, в слогах, словах, закрепить навык самоконтроля правильной речи в самостоятельной речи; развивать умение соотносить звуки [в] - [ф] с буквами В и Ф.
• воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, умение слушать друг друга, умение работать самостоятельно.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: интегрированный
Межпредметные связи: Литература (Золушка), физическая культура.
Внутрипредметная связь: тема: «Парные – глухие согласные»
Методы обучения: словесные (вводная беседа, объяснение новой темы), наглядные (демонстрация рисунков), частично - поисковой, практические (выполнение заданий самостоятельно).
Формы работы: фронтальные, индивидуальные
Оборудование: карточки с заданиями, наглядности (ежик, волчонок).
Литература: учебник "Грамота", 1 класс, издательство "Алматыкiтап"
Ключевые слова: глухие звуки, парные согласные,
Ход урока
1. Организационный момент
- Ребята, сегодня в гости к нам пришли волчонок Ваня и ежонок Фаня Они хотят посмотреть, как мы с вами умеем различать их любимые звуки и буквы. Сели, глазки видят, ушки слушают, мы сначала думаем, а потом говорим, отвечаем на поставленные вопросы.
1. А давай те расскажем Ване и Фане что мы знаем о буквах и звуках?
2. На какие 2 группы делятся все звуки?
3. Какими бывают согласные звуки?(глухие , звонкие, сонорные)
4. Какие парные согласные мы изучали на прошлом уроке?
5. Какие словарные слова узнали?(берег, петух, суп)
2. Чистописание. Ребята, давайте покажем нашим лесным друзьям, как красиво мы пишем!
3. Работа над новой темой.
а) Определение темы урока
- Ребята, какой первый звук в имени волчонка Вани? (Звук [в].)
- Какой первый звук в имени ёжика Фани? (Звук [ф].)
- Догадались, какие мы сегодня звуки и буквы будем учиться различать?
- Правильно, сегодня мы будем говорить о (Звуках [в] - [ф]. Буквах В и Ф)
б) Характеристика звуков [в], [ф].
- Ребята, а сейчас дайте характеристику звуков [в], [ф].
- Звук [в], какой он? (Согласный)
- Звук [в] – звонкий или глухой? (Звонкий.)
- Почему?
- Переходим к звуку [ф]. Какой он? Когда мы его? (Глухой – произносится тихо.)
- Назовите в чём отличие? (Звук [в] – звонкий, а звук [ф] – глухой. При произнесении звука [в] голосовые связки дрожат, а при произнесении звука [ф] – не дрожат.)
в). Автоматизация звуков [в] и [ф] в изолированном виде.
- Ребята, представьте, что вы в лесу. Повойте как волчонок Ваня: 5 раз коротко [в], а затем протяжно. Хорошо!
- А теперь аналогично профыркаем звук [ф], как ежонок Фаня.
- Молоцы!
г) Отгадывание загадок про буквы В-Ф.
-Давайте откроем учебник на стр. 111, и отгадаем загадки про наши буквы.
-Прочитайте каждый про себя и отгадайте, о какой букве говориться.
-Отгадали ребята? А кто мне теперь выразительно прочтет стихотворения?
д). Развитие фонематического слуха (игра «Поймай звук»).
- Ваня и Фаня очень любят играть в игру «Поймай звук», давайте, и мы в неё поиграем! Хлопните в ладоши один раз, если услышите звук [в], и два раза – если услышишь звук [ф].
Звуки: [ф], [р], [с], [в], [ч], [к], [ф], [ч], [в], [к], [в], [д], [ф], [к], [ч].
Слоги: па – ка – ва – са – но – фо – ну – ву – ты – фы – во – фу.
Слова: футболка, утка, вагон, факел, сова, кофта, валенки, книга.
4.Физминутка «Звериная зарядка».
– Ребята, давайте представим себя маленькими зверушками и выполним те движения, которые делают они.
Раз – присядка, два – прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся, (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться, (потянуться)
Обязательно зевнуть, (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть.
(движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть, (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый, (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы, (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе, (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте, (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало – начинает все сначала.
5. Формирование навыков письма и чтения.
а) На уровне слогов:
- Ребята, Ваня и Фаня учатся в лесной школе. Помогите выполнить домашнее задание!
- Помогите Ване у него перепутались слоги, распределите их в два столбика.
Ва, фи, фра, вры, ове, уфи, ава, офо, вло, фля, ефе, офе.
б) На уровне слов:
- Ребята, а теперь помогите Фане! Прочитайте, напишите слова, вставьте пропущенные буквы:
коро-а, -утбол, кон-ета, -агон, жира-,морко-ь.
6. Работа с учебником. Стр. 112, упр. 3
- Ребята, а теперь выполним небольшое упражнение. Как можно проверить согласные на конце слова? Что мы должны поставить после согласной?
7. Итог
- Ребята, у Вани и Фани осталось не выполнено одно домашнее задание. Оно записано на карточках. Выполните его дома. Вставьте нужную букву Вили Ф:
фе__раль, _естиваль, _уфайка, вы_еска,
_ремя, ли_т, _етер, _ода,
_арежки, _одоём, _агон, ал_авит,
шар_, _ламастер, _едро, _иноград, _рукт.
- Ребята, Ваня и Фаня благодарят вас за помощь! Молодцы! Чему вы научились на занятии? Что вы ещё сегодня узнали нового?