«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить».
Роджер Левин
Сколько существует человеческое общество - столько времени человек ищет способы повышения качества обучения, особенно в общеобразовательной школе. Давно доказано, что каждый ученик усваивает новые знания по-разному, и преподавателю непросто найти индивидуальный подход к каждому. Поэтому основная задача школы на современном этапе - создание индивидуальной заинтересованности в приобретении знаний, которые пригодятся в жизни любого человека. Здесь учителям и приходят на помощь новые современные технологии, приоритетными среди которых являются информационные коммуникативные. Их применение в учебной деятельности даёт возможность реализовать цели развивающего обучения, осуществить индивидуальный образовательный запрос каждого ученика. Главная задача использования компьютерных технологий - расширение интеллектуальных возможностей человека. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие более привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.
Информационно-коммуникативные технологии, применяемые в образовательном процессе, позволяют развить исследовательские способности учеников, повысить познавательный интерес и мотивацию к учению, активизируют самостоятельную и совместную работу учащихся. Ребенок, владеющий современными компьютерными технологиями, учится самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее, то есть формируется информационная компетентность учащегося.
Информационная компетентность – это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее определения (идентификации), организации, обработки, оценки, а также ее создания–продуцирования и передачи–распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях современного информационного общества.
Информационная компетентность включает освоение опыта деятельности на основе эмоционально-ценностностной ориентации личности.
К важнейшим базовым информационным компетенциям учащихся средней школы относятся следующие:
- компетенции в сфере первоначального информационного поиска, а именно:
• выделение ключевых слов для информационного поиска;
• самостоятельный поиск информации в информационном поле;
• организация поиска в сети Internet с использованием поисковых механизмов;
- технологические компетенции, такие как:
• составление плана общего характера;
• подбор и анализ литературы по теме из систематических и предметных каталогов;
• перевод информации из одной формы представления в другую;
• владение пакетом прикладных программ MS Office;
• использование возможностей информационного поиска в сети Internet;
- предметно-аналитические компетенции, а именно:
• выделение главного в тексте;
• анализ и систематизация полученной информации;
• самостоятельное формулирование выводов на основе полученной информации;
- операционно-деятельностные компетенции, такие как:
• написание реферата;
• составление тезисов выступления;
• использование средств наглядности при выступлении;
• подбор соответствующего материала для создания информационного продукта;
• оформление информационного продукта в виде презентации в программе MS Power Point;
- коммуникативные компетенции, а именно:
• презентация собственного информационного продукта;
• работа в команде;
• защита собственной точки зрения.
Формирование информационной компетентности должно проходить на всех уроках. При этом не стоит отказываться от применения традиционных подходов, таких как: словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником и книгой); наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций); практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы). В рамках личностно-ориентированного подхода к обучению особую роль играют метод проектов, разноуровневое обучение - технологии, обеспечивающие достаточно успешное формирование критического и творческого мышления, а также умений работать с информацией. Формированию информационной компетентности помогает использование активных методов обучения (групповая или командная работа, деловые и ролевые игры и т.д.).
Пример урока физики, с применением информационно-коммуникационных технологий, помогающих сформировать информационную компетентность учащихся.
Тема занятия |
Радиоактивность. | ||
Ссылки, ресурсы
|
Сборники задач, карточки для работы в группах, учебник «Физика 9», презентация
| ||
Цель урока |
К концу урока учащиеся выполнят компьютерный тест по теме «Радиоактивность» | ||
Задачи урока
|
обеспечить в ходе урока усвоение понятий “радиоактивность”, альфа-, бета-, гамма излучений; продолжать формировать у обучающихся научное мировоззрение; развивать навыки культуры речи, в целях развития познавательного интереса обучающихся к предмету на уроке планируются интересные исторические справки. | ||
Результаты обучения для учащихся |
Учащиеся будут знать: определение радиоактивности, альфа-, бета-, гамма излучений, правила смещения; уметь записывать уравнения радиоактивных распадов | ||
Ключевые идеи, значимые для занятия
|
“Радиоактивность” – (лат) radio – излучаю, aсtivus – действенный. В результате опыта, проведенного под руководством английского физика Эрнеста Резерфорда, было обнаружено, что радиоактивное излучение радия неоднородно, т.е. оно имеет сложный состав. | ||
Орг. момент
Вызов.
Формирование новых знаний
Релаксация
Формирование умений и навыков
Компьютерное тестирование
Рефлексия.
|
3/
2/
10/
2/
20/
5/
2/ |
Приветствие Деление на группы
Просмотр видео фрагмента «Авария на Чернобыльской АС» Учащимся предлагается определить тему урока. «Радиоактивность» Затем совместно с учащимися определяется цель урока «Изучить явление радиоактивности. Рассмотреть виды радиоактивности»
Работа в группах по изучению новой темы. Изучить теоретический материал. Составить презентацию по теме, отразив: Вид излучения, указать частицу, правило смещения, уравнение ядерной реакции
Исторический экскурс
Работа в группах по изучению полученных презентаций и решению задач Каждая группа получает задание (по 3 задачи на группу)
Отвечают на тесты за ПК
Составить синквейн по уроку |
Распределяют роли в группе
Обсуждают в группах и озвучивают ответ
Оформляют презентацию, отправляют в другие группы по электронной почте
3 минуты работают в группе, затем показывают решение у доски
самопроверка
работают в группах |
Домашнее задание |
Выучить опорный конспект по теме Подготовить по 3 задачи по теме |
Учитель, желающий развить исследовательские способности учеников, повысить интерес к предмету и мотивацию к учению, должен уметь формировать информационно-образовательную среду, в которой ребенок мог бы выражать и одновременно учить себя. Владение информационной компетентностью в сочетании с квалифицированным использованием современных средств информационных и коммуникационных технологий, составляет суть информационно-функциональной компетентности.